1 "Земля Уц" - по всей вероятности в южной части Едома (ср Быт 36 28; Плач 4 21). Следовательно, Иов не израильтянин.
3 "Сыны востока" - так было принято называть всех живущих восточнее Палестины, в частности в Аравии и в Едоме.
6 "День, когда пришли сыны Божии предстать перед Господа" - предполагается, что у Бога бывают дни "приема", как у царя. О "сынах Божиих" см 2 1; 38 7; Быт 6 1-4; Пс 29 1; 82 1; 89 7. Они - высшие существа, составляющие "совет" Бога. Их отождествляют с ангелами (напр. LXX - ангелы Божии; ср Тов 5 4).
"Сатана" здесь еще не имя собственное, которым оно становится в 1 Пар 21 1. По евр. этимологии оно означает "противник" (ср 2 Цар 19 22; 3 Цар 5 4; 11 14, 23, 25) или "обвинитель" (Пс 109 6), но здесь сатана играет скорее роль шпиона. Это двусмысленная личность, отличная от сынов Божиих, скептически относящаяся к человеку, стремящаяся уличить его в каком-нибудь преступлении, способная наводить на него всевозможные бедствия и даже толкать его ко злу (ср также 1 Пар 21 1). Хотя он и не проявляет сознательной враждебности к Богу, но сомневается в успехе Его дела - сотворения человека. В образе циничного сатаны, холодно иронического и неблагожелательного, проглядывают черты пессимистического существа, желающего человеку зла, потому что у него есть причина ему завидовать. Но автор не останавливается на мотивах его поведения.
С описанным здесь сатаной в дальнейшем сближают другие образы духа зла, в частности змея из Быт 3, с которыми он в конце концов сливается (ср Прем 2 24; Откр 12 9; 20 2), воплощая диавольскую силу (ср Лк 10 18).
15 "Савеями" и "халдеями" (ст 17) названы здесь кочевые племена, грабившие мирное население.
20 "Разодрал... одежду... остриг голову" - способ выразить скорбь, в частности при оплакивании умерших, часто упоминающийся в Библии.
21 "Возвращусь" - мать-земля уподобляется здесь материнскому чреву (лону).
4 "Кожа за кожу" - пословица, смысл которой раскрывается в след. стихе: человек допускает, чтобы у него отняли все ("кожа" может обозначать кожаные одежды, данные человеку - Быт 3 21; 27 16), что он имеет, лишь бы не коснулись его собственной "кожи". Только когда затрагивают его физическое существо, открывается его подлинная сущность.
11 "Из своего места" - области идумейской и аравийской. Едом и "Восток" (ср 1 3) рассматривались в Израиле как отечество мудрецов (3 Цар 4 30-31; 10 1-3; Иер 49 7; Авд 8; Вар 3 22-23).
12 Покаянный и погребальный обряд. Все три друга считают Иова уже умершим. "Бросали пыль над головами своими к небу" - очевидно берут небо в свидетели, чтобы навлечь его возмездие на виновных, а себя - уберечь от него.
3 Иов проклинает как день своего рождения, так и ночь своего зачатия.
8 "Проклинающие день", т. е. враги света, действующие во тьме, или чародеи, считавшиеся способными изменить своими заклинаниями череду удачных и неудачных дней и навести затмение - "разбудить левиафана", который временно проглатывал солнце.
Левиафан (или дракон, змей бегущий - ср 26 13; 40 20; Ис 27 1; 51 9; Ам 9 3; Пс 74 14; 104 26) был в финикийской мифологии чудовищем первобытного хаоса (ср 7 12). Народное воображение всегда боялось его пробуждения, которое будто бы происходило, когда проклинался существующий порядок вещей. Дракон в Откр 12 3, воплощающий силы зла, сопротивляющиеся Богу, носит некоторые черты этого змея.
15 "Домы свои", т. е. вечные дома (Екк 12 5) или гробницы (ср Пс 49 12). Археологические раскопки, в частности в Уре и в Египте, обнаружили большие богатства в царских и княжеских гробницах.
Елифаз выражает традиционную доктрину возмездия: исповедание веры в справедливость Бога Завета. Автор сомневается, что эта доктрина применима во всех случаях, однако излагает ее с вдохновением.
12 "Мне тайно принеслось слово" - весть с неба во время сна, вызывающая ужас и трепет (ср Быт 2 21; 15 12). Этот путь познания контрастирует с рассудительным учением мудрых, он указывает на эволюцию их учения в некоторых кругах. Откровение, о котором говорит Елифаз, отличается от обычного пути познания пророков - глаголы Божии сообщаются им обыкновенно во время бдения - и от премудрости и духа разума, о котором говорит Сын Сирахов (Сир 24 33-36; 39 78). Его можно сблизить с вызывающими страх ночными видениями (Зах 1 8), которые часто описываются в апокалиптической литературе.
1 "Святых" т. е. ангелов (ср 15 15 и 4 18; Зах 14 5; Дан 4 10, 14, 20; 8 13). На их посредничество указано еще в 33 23-24; ср Зах 1 12; Тов 12 12.
4 "У ворот" - у главных ворот города происходили собрания, где вершилось правосудие.
23 "Полевые камни" - в Палестине их надо удалять с обрабатываемых полей.
7 "Отвратительную пищу" - отвращение Иова к еде свидетельствует, что ему опротивела жизнь. Его сытые друзья не могут этого понять.
14 "Сожаление к страждущему другу" - знак подлинного благочестия.
24 "В чем я согрешил" - невольно или по неведению (ср Лев 4; Числ 15 22-29; Пс 19 13).
1 "Дни наемника", получающего ежедневно плату (Втор 24 15; Мф 20 8): он с утра до вечера трудится для других, как раб (Лев 25 39-40).
9 "Нисшедший в преисподнюю" - согласно принятому в то время мнению, которое автор видимо разделяет (см 10 21; 14 7-22; 16 22; ср 2 Цар 12 23; Пс 88 11 и т. д.), невозможно вернуться из шеола (ср Числ 16 33), т. е. из места, куда, согласно ВЗ-ным верованиям, сходили тени усопших.
12 "Морское чудовище... ты поставил надо мною стражу" - согласно вавилонским космогониям Тиамат (море), родив богов, была побеждена одним из них. Народное воображение, восприняв этот образ, приписывало эту победу Богу и представляло себе, что Он с помощью стражи удерживает в постоянном повиновении море и чудовища, обитающие в нем (ср 3 8; евр 9 13 и 26 12; 40 25 сл; Пс 65 8; 74 13-14; 77 17; 89 10-11; 93 3-4; 104 7, 26; 107 29; 148 7; Ис 27 1; 51 9).
17 "Обращаешь на него внимание Твое" - автору как будто предносятся слова Пс 8 5: "Что есть человек, что ты помнишь его", но они звучат здесь как горькая ирония. Забота Божия о человеке становится в его глазах требовательным надзором. Псалмопевец (Пс 139) возлагал свое упование на всевидение Божие, тогда как Иову кажется, что Бог, наблюдающий за ним, относится к нему как враг. Пытаясь преодолеть юридическое понимание религии и греха, Иов как бы впотьмах ищет милосердного Бога.
20 "Если я согрешил, что я сделаю (букв. сделал) тебе" - грех человека не может достичь Всевышнего.
21 "Завтра поищешь меня и меня нет" - последние слова этой главы неожиданны, они показывают, что Иов снова представляет себе Бога, таинственно склоняющегося к человеку.
10 "Они научат тебя" - традиционные установки предков лежат в основе учения мудрых. Закон наказания нечестивых представлен в нем столь же непреложным и очевидным, как и законы природы (стт 11 сл).
6 "Столбы ее держат" - земля покоится на "столбах", которые Бог сотрясает, и тогда происходит землетрясение (38 6; Пс 75 4; 104 5; 1 Цар 2 8).
8 От современных физических феноменов автор восходит к началу творения. Тогда Бог "ходил по высотам моря", т. е. подчинил его Своей власти (о персонификации моря см 7 12).
13 "Поборники гордыни" - евр. Ра(х)ав, морское чудовище, как и Левиафан и Таннин, мифологическая персонификация первозданных вод моря (Тиамат).
14 "Приискивать себе слова пред Ним" - пред всемогущим Богом, Судией, становящимся здесь как бы подсудным, Иов не может пользоваться обычными для судебного процесса выражениями. (В других местах он также проявляет желание оправдаться по закону). Затем он сам начинает сомневаться в своей невиновности (стт 20-21). Все же его мысль чаще останавливается на кажущемся произволе судов Божиих, чем на их бесконечной мудрости, о которой свидетельствует Софар (11).
24 Веря безусловно во всемирное действие Провидения Божия, Иов дерзает переложить непосредственно на Бога ответственность за эти беззакония.
28 Елифаз и Вилдад советовали Иову не отвергать наказания Божия (5 17; 8 5-6), но Иов знает, что нельзя насильно заставить себя покориться: от этого не изменится ни его внутреннее состояние, ни отношение Бога к нему.
30 Бог один может очистить от греха - сам грешник не в силах от него освободиться. Он ищет выход в обращении к милосердию Божию (ср Пс 51). Иов не сознает себя грешником и поэтому не устремляется к Богу подобно псалмопевцу, разделяя, однако, с ним чувство бессилия.
35 "Я не таков сам по себе" - Иов не хочет признать себя виновным, не будучи убежден в своей виновности.
5 Бог испытует глубины сердечные, и Ему нет необходимости подвергать Иова пытке, чтобы убедиться в его невиновности (ст 4, 6, 7). Бог господствует над временем, и Ему нет нужды немедленно воздавать отмщение за Свою поруганную святость или справедливость. Человеку свойственно стремление не медленно утолять чувство мести - Господь же может проявлять долготерпение.
13 Попечение Божие сочетается со строгими требованиями: человек ответственен перед Богом за все свои действия. Жалоба Иова выражает непреложную истину: человек должен так пользоваться даром свободы, чтобы жить в мире с Богом, в гармонии с людьми и со всем сотворенным. В то же время падший человек чувствует зависимость от таинственной силы, вызывающей в нем сомнения и ведущей его к духовному кризису.
20 Таково же состояние Иова, который ждет только смерти (3 21; 6 9; 10 21).
13 Патентованная человеческая мудрость со своими успокоительными афоризмами - ничто по сравнению с мудростью Божией, проявляющейся в делах силы Его (стт 14-16) и приводящей в недоумение власти человеческие (стт 16-25).
15 Иов более стремится отстоять свою поруганную честь перед лицом Бога и людей, чем вернуть себе прежнее счастье.
18 Иов представляет себе судебный процесс между ним и Богом, забывая на этот раз, что нет арбитра, стоящего выше "состязующихся сторон" (9 32-33). Он низводит своего Судию до роли соперника.
19 Иов обращает к Богу вызов на суд, с которым Бог (Ис 1 18; Ос 2 2; Мих 6 1-2) или Раб Его (Ис 50 8) обращается к Своему народу. Тот, кто бросает вызов соперникам, заранее соглашается с возможностью быть признанным виновным и приговоренным к наказанию. Иов предвидит возможность погибели, -"испущу дух", но уверен в своей правоте.
20 "Двух вещей" - Иов просит Бога сделать ему две уступки: дать возможность говорить с Ним как говорят с равным, т. е. совершенно свободно, и говорить первым.
24 Бог "скрывает лицо Свое", когда не проявляет своего милосердного присутствия.
4 Иов признает, что человек нечист по природе своей, но приводит этот факт в качестве извинения. Прежде всего он помышляет о физической и, следовательно, обрядовой нечистоте, которая переходит на человека при его зачатии (ср Лев 15 19 сл) и рождении (ср Пс 51 7); но эта нечистота влечет за собой и нравственную нечистоту, склонность к греху. Христианские экзегеты видят здесь имплицитное указание на первородный грех, передающийся при рождении (ср Рим 5 12).
7-12 Эти эсхатологические образы, удаляя до бесконечности возможность пробуждения умершего, наводят на мысль: человек "распадается" безвозвратно. Воскресение в конце времен, очевидно, вне поля зрения автора (ср 19 25).
13-17 "В преисподней скрыл меня... пока пройдет гнев Твой" - не сказано определенно, что пребывание в шеоле последует за смертью и что Иов будет потом оживлен. Не видя никакого выхода, Иов начинает думать о том, чтобы найти убежище в единственном возможном месте вне земли, т. е. в шеоле, ибо небо есть жилище Господа (Пс 115 16). Если бы он мог сокрыться, пока пройдет гнев Божий, он снова увидел бы потом лицо Бога милостивого (14-17). С одной стороны, Иов ожидает себе "смену", с другой - он помышляет о Боге, являющем ему благоволение и "закрывающем его вину".
6 "Тебя обвиняют уста твои" - по мнению Елифаза уверения Иова в своей невиновности - уловки, с помощью который он пытается скрыть свою вину.
7 "Разве ты первым человеком родился?" - этот вопрос противополагает Иову первого человека, у которого больше оснований претендовать на роль учителя мудрости. "... прежде холмов создан?" - Иову можно противопоставить саму Премудрость, "рожденную прежде холмов" (Притч 8 25), участницу дел Божиих (8 23-31); ср Иов 28 23-27; Прем 8 3-4).
14-16 Елифаз возвращается к своим прежним рассуждениям (4 17) и к сказанному Иовом (14 4), но мысль его развивается теперь в другом направлении. В коренной нечистоте человека он видит не только причину его непостоянства (4 17-19) и оправдание его неизбежных прегрешений (14 1-4), но и состояние, доводящее до растления и беззакония (ст 16).
6 В отличие от своих "утешителей", которые проявляют к нему участие только на словах, Иов страдает непрестанно - и когда говорит, и когда молчит. Этим он оправдывает тон своих ответов (ср 6 26) Елифазу (ср 15 5-6).
18 "Земля! не закрой крови моей" - кровь вопиет к отмщению, пока она не покрыта прахом земли (Быт 4 10; 37 26; Ис 26 21; Иез 24 8). Смертельно раненный Иов хочет, чтобы сохранился постоянный призыв об отмщении за него (ср Пс 5 11) - его кровь на земле, а у Бога - вопль его (евр. - да восходит непрестанно вопль мой).
19 Этот персонифицированный вопль может стать свидетелем и заступником его у Бога. По другому толкованию. Сам Бог, верный и милосердный, - свидетель и заступник, к которому Иов взывает в порыве надежды.
3 Юридическая практика. Ударяя по рукам ("давая руку" - Притч 6 1; 17 18; 22 26; Сир 29 14-20), поручитель замещал должника и давал залог, чтобы сохранить ему свободу. Видя равнодушие своих друзей, Иов обращается к Богу с просьбой поручиться за него.
13 "Первенец смерти" - по-видимому самая страшная и заразная из болезней - чума.
14 "Изгнана будет из шатра надежда его" - неправедный взят из шатра, где кажущееся благополучие сулило ему дни счастья. Смерть низвергает его в шеол.
"Царь ужасов" - мифологический образ восточного и греч. пантеона, известный под именами Нергал, Плутон и др. Здесь он представлен как начальник подземных духов, своего рода Фурий, которые преследуют преступников еще до смерти - "поселятся в шатре его".
3 "Десять раз" - просто значит: часто.
25-27 "Я знаю, искупитель (евр "гоэл") мой жив" - "гоэл" или "кровный мститель", см прим Числ 35 19. Название "гоэл" прилагается также к Богу как избавителю евр. народа от рабства Египетского (Исх 6 6; 15) и Вавилонского (Ис 43 1; 44 22), и вообще как судье и отмстителю притесняемых и угнетаемых (Пс 119 154; Плач 3 58).
Иудеи-раввины применили название гоэл к Мессии, чем, очевидно, и объясняется перевод св. Иеронима "Мой Искупитель" (Вульг.) Оклеветанный и осужденный своими друзья ми Иов ждет Защитника, которым будет Сам Бог или Его посредник (ср 16 19). Страдалец продолжает думать, что ему нет больше счастья и что смерть его близка: Бог вступится за него после его смерти. И все же Иов надеется быть свидетелем отмщения, "видеть" своего гоэла - Бога (ст 26). Представив себе сначала ожидание в шеоле, пока пройдет гнев Божий (14 10-14), Иов в порыве веры в Бога, Который может вывести из шеола (ср 1 Цар 2 6; 3 Цар 17 17-24; Иез 37), уповает на временное возвращение к земной жизни, чтобы присутствовать при своем оправдании. Этот взлет Иова над безысходной ограниченностью человеческого существования - для удовлетворения своей жажды справедливости в безвыходном положении - является как бы предвестием откровения о воскресении мертвых (ср 2 Макк 7 9). Эти стт, если не по букве, то по духу отражают чаяние грядущего избавления и поэтому имеют прообразовательно мессианское значение.
"В последний день восставит из праха" - неточный перевод евр. фразы, букв. означающей: и последний (т. е. защитник, который всех переживет - ср Ис 44 6) встанет (т. е. явится как свидетель - Втор 19 16, или кок Бог Судья - 31 14; Ис 2 19, 21; 28 21; 33 10) над прахом (распавшейся кожи Иова). И тогда Иов "во плоти" узрит Бога (ст 26, 27). Согласно толкованию отцов Церкви, здесь предвосхищается воскресение плоти.
6 "Голова его касалась облаков" - в Библии неоднократно встречается упоминание о титанической гордости, проявленной людьми на заре существования человечества (ср Быт 11 4; Ис 14 13-14; Иез 28 2, 17). Это предание согласуется с Быт 3, где падение человека объясняется его гордостью.
26 "Все мрачное" - речь идет о тьме шеола, прообразом которой была тьма египетская (Исх 10 21); "огонь, никем не раздуваемый" - молния.
5 "Положите перст на уста" - жест, символизирующий молчание: всякое слово становится неосторожным или тщетным.
19 "Бог бережет для детей несчастье его" - древний, подтвержденный авторитетом Писания, взгляд (Исх 34 7; Втор 5 9), дополненный затем учением пророков о личной ответственности (Втор 24 16; Иер 31 29; Иез 18; ср Ин 9 1-3). Иов указывает но недостаточность древнего понимания этого вопроса: беззаконник не пострадает от него и даже ничего не будет знать о нем, ибо только его плоть на нем болит и только его душа в нем страдает (ср евр 14 21-22).
6-9 Перечень грехов, в которых Елифаз необоснованно обвиняет Иова, характеризуется многократным упоминанием грехов и упущений в отношении справедливости и любви к ближнему. Елифаз вторит здесь учению пророков. Ср. апологию Иова: 29 11-17; 31.
13 "Ты говоришь: "что знает Бог?" - Иов этого не сказал, Но Елифаз на основании утверждения Иова: если Бог остается безразличным, значит Он не различает, что творится на земле, - упрекает его в том, что он находится на пути, ведущем к богохульству.
22 "Глаголы уст Его" - речь идет о Законе.
13-17 Злодеи, враги света, действуют под покровом ночи; здесь говорится о физическом свете, но подразумевается нравственный.
2 "Мир на высотах своих" - среди ангелов (ср Ис 24 21; Откр 12 7-12) и звезд (Ис 40 26; Сир 43 10).
5 Воды бездны, населенные, согласно народным сказаниям, чудовищами, побежденными при сотворении мира (ср 7 12).
7 "Повесил землю ни на чем" - столбы поддерживают землю (9 6), но человек не знает, "на чем утверждены основания" земли (38 6). Это единственный стих в Библии, в котором предугадывается космическое пространство.
11 Высокие горы, поддерживающие свод небесный, сотрясаются от грома, голоса Божия (Пс 29) или от землетрясений (Пс 18 8).
1 В этой главе прославляется недоступная человеку Премудрость (ср Притч 8 22 сл, где, однако, Премудрость, представленная как вдохновительница дел Божиих в начале творения, становится вдохновительницей и человека; ср Вар 3 9-4 4, где говорится о Премудрости, милостиво открытой Израилю в Законе). Здесь речь идет о чисто трансцендентной Премудрости. В конечном итоге она воплощает тайну путей Божиих и сливается с Божиим свойством Премудрости, удивительным образом олицетворенном. Она ускользает от попыток человека уразуметь ее; вопреки всем своим усилиям и открытиям, он постоянно наталкивается на тайну Премудрости, его превосходящей.
1 "Поместить со псами стад моих" - нищими, считавшимися подонками общества (ср 24 4). Иов унижен теперь больше, чем они.
16 "Изливается душа моя" - означает, что страдания стали невыносимы.
Самозащита Иова, не признающего себя виновным и опровергающего тезис своих друзей, согласно которому несчастье всегда является последствием греха. Ветхозаветная этика достигает здесь своих вершин и становится прямым предвестием возвышенного евангельского учения. Апология Иова выражается в форме клятвенных утверждений: как это требовалось на суде, обвиняемый призывает проклятие на самого себя, если утверждения его ложны (Исх 22 8-11; Числ 5 20-22; 3 Цар 8 31-32).
1 Иов начинает перечисление с самых тайных греховных побуждений: нечистых желаний, возникающих при посредстве глаз (ср ст 7).
5 "Лукавстве" - здесь, очевидно, подразумевается обман при обмене товарами и торговле. Иов, признающий принцип "око за око", выражает желание, чтобы его взвесили на точных весах.
7 "Нечистое пристало к рукам моим" - другая разновидность греха несправедливости: Иов не пожелал и не брал чужой собственности.
9 "Ковы у дверей ближнего" - прелюбодеяние.
13-15 Закон предписывал человечные отношения между хозяевами и работниками. В ст. 15 права слуг обоснованы тем, что они принадлежат к той же человеческой семье, как и хозяева, ибо созданы единым Богом. Ап. Павел в свою очередь напоминал, что у господ и рабов один Господь.
16-18 После справедливости Иов говорит о благотворительности; чувство благодарности к Богу за Его благодеяния побуждает его помогать обездоленным.
24 Скупость и гордость богача, который мнит, что может обойтись без Бога.
26-27 Иов утверждает, что не прельстился вавилонским культом солнца и луны. Послать поцелуй рукой - одна из древних форм почитания светил.
29-30 Иов говорит здесь о мести, которая в те времена считалась нормальным и законным явлением (хотя новое веяние проникало даже в древние книги Писания - Исх 23 4-5; Лев 19 18; Притч 20 22; 25 21-22). Он идет дальше этого и не позволяет себе радоваться несчастью врага и проклинать его.
33-37 В стт 33 и 34 говорится не о каком-либо определенном грехе, но о поведении человека, желающего скрыть свои проступки. Иов не вел себя так, чтобы ему приходилось скрываться от людей. Он готов предстать и перед Самим Богом.
35-36 "Возлагал бы запись как венец" - запись означает список долгов или грехов, т. е. обвинительный акт. Иов, убежденный в том, что может опровергнуть все обвинения, согласен носить ее как знак отличия.
8 Приобретенной мудрости Елиуй противопоставляет мудрость "харизматическую", дарованную откровением Духа. Традиционная мудрость Востока, проникшая в Израиль благодаря мудрым, провозглашала первенство Премудрости Божией (ср Притч 21 30), связь мудрости и правды (ср Притч 1 7; 10 31; 15 33; Пс 119 98-100); для нее характерна уверенность в том, что мудрость дается Богом. Но за пределами среды мудрых была известна вдохновенная мудрость (ср Ис 11 2; Быт 41 38-39). Св. Дух Божий проницает Премудрость, что утверждается в кн. Дан 5 11, 12, 14, развивается в кн. Премудрости (Прем 1 5-7; 7 22-23; 9 17), в ожидании нового откровения Духа в НЗ (ср 1 Кор 2 6-16).
9-11 Утверждения Иова, что он невиновен и что Бог его карает без вины, даются здесь в интерпретации Елиуя.
23 "Ангел-наставник" - букв. "истолкователь". Он истолковывает больному смысл его болезни, открывает ему глаза на его провинности (ст 27) и ходатайствует за него перед Богом (ст 24, ср 5 1). Это представление имеет опорные точки в ВЗ: заступничество праведников (ср 42 8), искупление вины других (Ис 53 10), посредничество ангелов в пророческих откровениях (Иезекииль, Даниил и Захария), их вмешательство для устранения угрожающих человеку опасностей (Пс 91 11-13), или для вознесения его молитв Богу (Тов 12 12, ср Откр 8 3 сл). Апокрифическая еврейская литература впоследствии иллюстрирует это учение. В свете христианского откровения этот ангел-наставник легко может быть отождествлен с "ангелом хранителем" (ср Тов 5 4).
7 "Иов... пьет глумление как воду" - Елиуй, не знающий религиозных убеждений Иова, принимает его за "кощунника", подобного тем, которых порицали мудрые (ср Притч 21 24).
11 Традиционное изложение доктрины возмездия. В НЗ ее осуществление переносится на последний День.
29 На обычное возражение: наказание иногда щадит нечестивых - Елиуй отвечает, что справедливое воздаяние может быть смягчено милосердием Божиим (ср Прем 11 24; 12 2).
31-33 Судя о действии Божием в мире, Иов руководится юридическим понятием справедливого распределения даров Божиих. Однако, если бы закон возмездия не допускал исключений, Бог не должен был бы прощать. Иов не должен судить о своем случае только на основании этого закона; ему следует уразуметь, что Бог имеет другое основание, чтобы подвергнуть его испытанию. Видя, что Иов стоит на своем, Елиуй заключает, что он "ко греху своему прибавляет отступление" (ст 37).
10 Елиуй очевидно имеет в виду тех, кто стал жертвой притеснителей. Если Бог не спасает их, это доказывает, что они недостаточно уповают на Него и замыкаются в своей гордости, вместо того, чтобы молить Его об избавлении.
Елифаз уже возвестил (5 17) и развил тему (22 23-30) этой речи. Трудно определить, каков личный вклад Елиуя в это изложение.
29 "Треск шатра Его", т. е. удары грома, "голоса Божия", среди разразившейся бури в "шатре Его", т. е. в облаках или тучах (ср Пс 18 10-15; 29; Исх 13 22; 19 16).
18 "Небеса, твердые как литое зеркало" - медный небосвод в летнюю жару.
1 Ветхозаветные теофании (Богоявления) происходили обычно среди бури, свидетельствующей о величии и всемогуществе Божиих.
8-11 Это описание основано на антропоморфизмах, часто встречающихся в древних космогониях и соответствующих уровню научных знаний той эпохи (ср Быт 1; Пс 104). Смысл его в том, что Бог - выше всего и правит всем, как в мире духовном, так и в физическом.
15 "Свет нечестивых" не есть дневной свет - ср 24 13 сл.
19 "Жилище света" - свет персонифицирован здесь как существо, отличное от солнца. Он возвращается каждый вечер в свое жилище в то время, когда выходит тьма.
32 "Ас с ее детьми" - обозначает, вероятно, созвездие малой Медведицы.
39 Переход от мира неодушевленного к царству животных. Приводится пример самых диких и неподдающихся приручению животных. Однако и им Бог дает возможность существовать.
19 "Ты ли дал коню силу" (букв. храбрость) - о коне здесь говорится как о верховом животном воина.
26 Перелеты птиц являются проявлением мудрого инстинкта, вложенного в них Творцом.
20 "Удою вытащить Левиафана" - см 3 8. Здесь под Левиафаном подразумевается крокодил, а в Иез 29 3 сл и 32 2 сл - Египет.
10 "От его чихания... свет" - крокодил разбрызгивает капли воды, которые блестят на солнце.
24 Когда он погружается в воду, подымаются пузырьки воды; когда он плавает, за ним остается "светящаяся стезя".
26 "Сыны гордости" - хищные звери (ср 28 8), символизирующие сильных мира сего, над которыми один Бог властвует.
Эпилог, в котором Иов смиренно признает, что заблуждался. Он раскаивается не в нарушении заповедей Божиих, которым оставался верен всю жизнь, а в том, что не познал Премудрости Божией, проявленной в мире. Его вопросы о справедливости, о соотношении добра и зла остаются без ответа, но он преклоняется с верой перед тайной Бога живого. Иов понял, что Бог никому не должен давать отчета о делах Своих. Главный вывод книги заключается в том, что не богословские теории, а созерцание Бога открывает завесу тайны. Но о самой тайне автор молчит, ибо ВЗ-ное сознание еще не созрело для Откровения о бессмертии и воскресении мертвых. Пока оно не дано, спасение заключается в абсолютном доверии к Богу и Его высшей, непостижимой для человека правде.
5 "Мои глаза видят тебя" - речь идет не о подлинном видении (ср Исх 33 20), но о новом разумении тайны Божией.
6 "В прахе и пепле" - традиционное выражение покаяния или страдания.
7 Бог отвергает речи друзей Иова. Следовательно, свящ. писатель не признает их своими.
8 "И раб Мой Иов помолится за вас" - Иов предстает как посредник, подобно Аврааму (Быт 18 22-32; 20 7), Моисею (Исх 32 11), Самуилу (1 Цар 7 5; 12 19), Амосу (Ам 7 2-6), Иеремии (Иер 11 14; 37 3; ср 2 Макк 15 14; Иез 14 14, 20). Его испытание представляется одной из причин силы его молитвы. Над всеми ими встает образ страждущего Отрока-Раба Божия (ср Ис 53 12), страдания Которого в полной мере являются искуплением вины других. Согласно христианской традиции, речь идет о страданиях грядущего Мессии.
15 Обычно дочери не получали наследства вместе с сыновьями (ср Числ 27 1-11). Иов же дал часть наследства, что свидетельствует о его исключительном благосостоянии после перенесенных испытаний.