1-5 Хронологическое указание на время проповеди Моисея. "За Иорданом" - с точки зрения человека, живущего в Палестине - на восточном берегу Иордана. Моисей говорит народу в земле Моава.
6 Начало первой проповеди Моисея (1 6-4 40). Обзор истории странствования Израиля от Синая до оазиса Кадес, напоминание о Завете и об обязательствах, взятым на себя избранным народом; возвещение плена как наказания за неверность; затем намечаются перспективы обращения, прощения и возвращения. Центральной темой книги является дарование Земли Обетованной. В ней говорится о действии Божественного Провидения и об избранничестве Израиля.
7 "Гора" - обширное плоскогорье, часто называемое горой Иудиной или Ефремовой (средняя часть Палестины).
17 "Не различайте лиц на суде" - будьте беспристрастны (ср 16 19; Лев 19 15 и т. д.). Судьи должны подражать абсолютной беспристрастности Бога (10 17; Притч 24 23). Часто пророки напоминают в различных выражениях об этой обязанности (Ис 10 2; Иер 5 28; Иез 22 12; Ам 2 6; 5 7, 10; Мих 3 9, 11).
28 "Сыны Енаковы" или "Енаким", как и Емим, Рефаим, Замзуммим - последние представители населения Палестины и Заиорданья в доисторический период (2 10-11, 20-21; ср Быт 14 5). Они ассоциировались с легендарными Нефилимами (Числ 13 33; Быт 6 4), и им приписывалось создание мегалитических памятников (ср Втор 3 11). При Иисусе Навине сыны Енаковы представляли собой аристократию, жившую на горе Хевроне и в приморском районе (Ис Нав 11 21 сл; 14 12-15; 15 13-15; 21 11). Рефаим сохранились в земле Васан (Втор 3 13; Ис Нав 12 4 сл; 13 12); память о них была жива в Иудее, в долине Рефаимов, на ЮЗ от Иерусалима (Ис Нав 15 8; 18 16; 2 Цар 5 18); воины Давида побеждают последних отпрысков Рафы, их родоначальника (2 Цар 21 16-22; ср 1 Пар 20 4-8). Словом "рефа'им" именовались и тени пребывающих в шеоле (ср Иов 26 5).
1 "Сеир", часто упоминаемый параллельно с Едомом (ср Быт 32 3; Числ 24 18; Суд 5 4). обозначает территорию Исава-Едома (Быт 33 14; 36 8), которая находилась на В от Арабы. Здесь же, как и в Ис Нав 11 17, 12 7, "гора Сеир" локализирована в области Кадеса, близ Хормы. Таково было положение во время написания данного текста: едомиты перешли за Арабу (ср Числ 20 23). После разрушения иудейского царства они дошли до Хеврона, и вся эта область стала называться Идумеей (ср 1 Макк 5 3; Мк 3 8).
5 Запрещение воевать с идумеянами, потомками Авраама (Быт 36), моавитянами и аммонитянами (стт 9 и 19), потомками Лота (Быт 19 30 сл). Господь отдал им во владение, как и израильтянам, землю, ранее принадлежавшую другим народам, имена которых указаны в стт 10-12 и 20.
12 "Хорреи" - их нельзя отождествлять с Хурритами, пришедшими в небольшом числе в Палестину приблизительно в 1500 г. до Р. Х. и быстро ассимилировавшимися. Некоторые собственные имена указывают на их присутствие на 3 от Иордана, но не в Заиорданьи. Слово "хоррей", очевидно, происходит от Хуру, одного из египетских названий Палестины в эпоху поселения израильтян в Палестине и является псевдоэтническим названием области Едом-Сеир (ср Быт 36 20).
34 См прим к кн Лев 27 28 и Ис Нав 6 16 о заклятии.
5 "Городов неукрепленных" (букв - городов периозитов), т. е. деревенских жителей.
11 "Одр железный" - по евр "одр" или "ложе" может обозначать как кровать, так и гробницу. Здесь, вероятно, речь идет о саркофаге из железистого черного базальта - очень больших размеров.
3 Напоминание об участии израильтян в языческих празднествах. "Ваал-Фегор" - моавитское божество, почитавшееся в г. Фегоре (Ваал означает "владыка", "господин").
7 В то время, как в других местах Пятикнижия подчеркивается расстояние, отделяющее Бога от человека (ср Исх 33 20), внимание автора Втор привлекает прежде всего снисхождение Бога, приблизившегося к Своему народу в такой мере, что Он обитает среди него (12 5). Жизнь в присутствии Бога, в союзе с Ним связана с непреложными обязательствами: быть верным Закону (ст 9) и поклоняться только истинному Богу (ст 15). То же благоговение перед Богом, пребывающим среди Своего народа, проявляется в рассказе об освящении храма (3 Цар 8 10-29; ср Иез 48 35). Наивысшим выражением этой тайны любви и единения Бога с людьми стало воплощение Сына Божия (Ин 1 14).
14 Автор различает "Десять Заповедей", Самим Богом начертанных на скрижалях Закона (Исх 34 28), и "постановления и законы", утвержденные Моисеем.
15-19 Запрет изображать Божество. Запрещение прочих изображений связано с тем, что они легко могут стать идолами. "Воинство небесное" - светила, которые были объектом поклонения многих народов. В 8-7 вв. этот культ широко распространился в Израиле (4 Цар 17 16; Соф 1 5).
24 "Бог ревнитель" - ревность Божия есть избыток Его любви (ср 5 9; 6 15; 32 16, 21 и т. д.; Исх 20 5; 34 14; Числ 25 11; Иез 8 3-5; 39 25; Зах 1 14; 2 Кор 11 2. "Огнь поядающий" ср Исх 13 22; 24 17 и т. д.).
25-28 Если Израиль окажется недостойным Обетованной Земли, он будет изгнан из ее пределов; сохранится лишь "остаток", о котором возвестят пророки, но и ему предстоит пройти через испытание.
29-31 Слово Божие неотменимо, поэтому для раскаявшихся останется путь спасения. "В последствии времени" - у пророков это выражение относится к окончательному установлению Царствия Божия - эпохе НЗ.
32-40 Исключительность судьбы народа Божия, получившего откровение.
44 Начало второй части книги: за кратким указанием времени и места следует, как и в первой части, исторический пролог (4 44-49), восходящий к теофании на Хориве и Десятисловию и предваряющий наставления Моисея (5 1-11 32). Они служат введением к великому своду Второзакония (12 1-26 15), который продолжается затем в гл 26 16-28 68.
1 "Слушай" (евр шема) - первым словом этого стиха стали обозначать молитву, которую во дни Иисуса Христа читали в храме (Мк 12 29) и до сих пор читают в синагогах. Она составлена из трех библ. текстов: Втор 6 4-9; 11 13-21; Числ 15 37-41. В позднейшую эпоху молитву "шема" стали читать два раза в день.
26 "Бога живаго" - утверждение "Бог жив" - одна из первых форм исповедания веры в истинного Бога (6 4), включающая отказ от идолов, в которых нет жизни (Ис Нав 3 10; 1 Цар 17 26; 36; Ис 37 4; Иер 10 8-10; Пс 84 3 и т. д.; см Мф 16 16; Рим 9 26; 1 Фес 1 9; 1 Тим 3 15 и т. д.).
2 "Дабы ты боялся Господа" - выражение, которое стало употребляться для обозначения верности Завету (Исх 20 20). Страх Божий неотделим от любви (5), отвечающей на любовь Бога (4 37), и безусловного соблюдения Его заповедей (6 2-5; 10 12-15; ср Быт 22 12). Религиозное и нравственное содержание этого понятия становится со временем все более глубоким (Ис Нав 24 14; 3 Цар 18 3, 12; 4 Цар 4 1; Притч 1 7; Ис 11 2; Иер 32 39 и т. д.).
4 "Господь Бог наш, Господь един есть" - утверждение монотеизма, начало молитвы "шема". На протяжении всей истории Израиля эта вера становилась все более сознательной. И в древние времена существование других богов не было предметом подлинной веры; утверждение же веры в Бога Живаго, единого Владыки мира и Своего народа (Исх 3 14; 3 Цар 8 56-60; 18 21; 4 Цар 19 15-19; Сир 1 7-8; Ам 4 13; 5 8; Ис 42 8; Зах 14 9; Мих 1 7), происходившее в течение веков, все чаще сопровождалось систематическим отрицанием богов ложных (Прем 13 10; Ис 40 20; 41 21).
5 Основная заповедь Втор. Человек должен принадлежать Богу безраздельно, всем своим существом. Глубокое религиозное значение этого стиха объясняет его включение в ежедневную молитву "шема". Христос, цитируя этот, столь знакомый его слушателям, стих, указывает, что любовь к Богу есть величайшая заповедь (Мф 22 37) - любовь, которая сочетается с сыновним страхом Божиим (т. е. благоговением), но исключает рабский страх (1 Ин 4 18).
8-9 Указание, которое фарисеи принимали в буквальном смысле, употребляя "филактерии" (хранилища, т. е. повязки на лбу и на руках со словами из Закона - ср Мф 23 5).
1-5 Указание на необходимость строгого отделения от язычников. В 8 и 7 вв, когда языч. культы вновь распространились в Израиле (2 Пар 28 3, 24-25; 4 Цар 1-16), эта заповедь была чрезвычайно актуальна.
6 Как и в 14 2, здесь утверждается избранность Израиля. Бог "взял Себе народ" чудесным образом (4 34; ср 4 20; 26 7-8). Это избрание запечатлено Союзом-Заветом (ст 9; 5 2-3). Тем самым Израиль становится освященным народом (ст 6; 26 19). Эта богословская концепция избранности, ясно выраженная во Втор, пронизывает весь ВЗ: Израиль - отделенный народ (Числ 23 9), народ Божий (Суд 5 13), Ему посвященный (Исх 19 6), вступивший с Ним в Союз (Исх 19), Его сын (Втор 1 31), народ Еммануила, "Бога с нами" (Ис 8 8-10). Хотя был избран только один народ, пророки возвещают признание Бога всеми народами и "спасение до концов земли" (Зах 14 16; Ис 49 6; 45 14) в мессианскую эру.
6-8 Израиль избран не за свои заслуги или внешнее могущество, но исключительно по божественному произволению (ср Иез 16 3-9).
25-26 Заклятие (евр "херем") на все ценности, связанные с идолопоклонством.
3 Бог, Который все творит Словом Своим, дает жизнь израильтянам посредством заповедей, "исходящих из уст Его". Эти слова повторяются у Мф 4 4 сл (ср Ам 8 11; Неем 9 29; Притч 9 1-5; Прем 16 26; Сир 24 19-21; Ин 6 30-36, 68).
4-5 Хананеи отвергнуты и изгнаны из Земли Обетованной вследствие своего великого нечестия. Но и израильтяне повинны во многих грехах, поэтому они не должны превозноситься.
7-29 Напоминание Израилю о его недостоинстве и противлении Богу. Моисей изображен здесь как ходатай за народ.
9-10 Во Втор слово "кагал" (собрание) обозначает религиозное собрание народа Божия, прежде всего в день провозглашения Закона (18 16; ср 4 10; 23 2-9). Это понятие приобретает со временем более определенное значение (2 Пар 31 18); его развитие завершается в НЗ-ной "Церкви" (Мф 16 18; Деян 7 38).
16 Обрезание было знаком принадлежности к народу Божию (Быт 17 10), но эта принадлежность должна была включать в себя и духовные качества, касаться "сердца" (Иер 44).
1 Начало древнейшей части законодательного раздела.
2-3 Согласно требованию этого закона и в дальнейшем учению пророков, ягвистский культ должен был быть предохранен от всякой контаминации ханаанскими культами. "Бамот", высоты, - холмы, на которых приносились жертвы; столбы ("маццебы") - эмблемы фаллических культов. Рощи были посвящены богиням плодородия Ашере и Астарте. Многие "священные места" ханаанеев почитались израильтянами. Против этого и направлено повеление истребить все остатки языческих культов.
5-14 Повеление совершать служение Богу только в одном месте восходит к тому времени, когда Израиль сосредоточивался вокруг одной святыни - Ковчега. После заселения Ханаана в коленах обнаружились сильные сепаратистские тенденции. Этой разобщенности противопоставлялась идея единого общенародного святилища. Вероятно, сначала речь шла о Сихеме. Но центробежные силы взяли верх. Повсюду в Израиле были сооружены жертвенники и храмы. В эти местные святилища с разных сторон проникало языческое влияние. Царь Иосия провел централизацию культа. Единственным местом, где должно было совершаться богослужение, объявили храм Иерусалимский. Это ограничило роль жертвоприношений, которые, кроме Иерусалима, отныне нигде не совершались (2 Пар 34-35; 4 Цар 23).
7 Свод Втор. часто указывает на радостный характер культовых трапез и праздников.
15 По древнему обычаю, всякий убой скота был связан с жертвой. Второзаконие отменяет это правило, ибо, согласно закону о единстве святилища, жертвоприношения стали совершаться только в Иерусалиме. В Лев 17 3-4 нет еще различия между убоем и жертвоприношением (ср тоже 1 Цар 14 32 сл).
15-16 Кровь как жизненное начало, над которым властен один Бог (Быт 9 4), всегда считалась священной.
19 Левиты, которые служили при различных жертвенниках, после централизации должны были лишиться средств к существованию. Поэтому Втор проявляет о них особую заботу.
23 Известно, с каким постоянством евреи даже после их рассеяния соблюдали запрещение употреблять кровь в пищу (ср Деян 15 20, 29). Напомним и о символическом значении крови при заключении договора.
1-3 Истинного пророка следует узнавать не по умению предсказывать, а по верности его Богу Израилеву.
1 "Вы сыны Господа, Бога вашего" - в силу избрания каждый израильтянин - "сын Бога" (Исх 4 22). От него требуется святость, подобающая слугам Бога Святого. Эта тайна осмысливается у Осии 11 1 и еще глубже в НЗ (ср Рим 9 4; Евр 9 15). "Не делайте нарезов по умершем" - здесь обыкновенно видят запрещение культа умерших. Но пророки, по-видимому, считают, что эти обряды допустимы как обычное выражение скорби по усопшим (Ам 8 10; Ис 22 12; Иез 7 18). Быть может, под "умершим" надо понимать бога Ваала, смерть которого праздновалась в начале лета (ср 26 14; 3 Цар 18 28).
21 В нравственных, юридических и культовых предписаниях (Лев 17 15; 18 26; 19 33-34; 24 22; Втор 5 4; Исх 12 49; 20 10) "пришлец" приравнивается к "туземцу". Во Втор устанавливается различение, основанное на избрании и святости народа Божия (ср 15 3; 23 20). Тексты Втор, в которых нет этого различения, являются воспроизведением более древних законов. Однако во Втор также утверждается любовь Божия к пришельцу (10 18).
22-27 Десятина - налог, состоящий из плодов полей и взимающийся владельцем земли; эта часть отдается Богу как Владыке Земли Израильской и приносится в храм (стт 22-27 и 12 6-7, 17-19). Каждые три года (стт 28-29) бедным предоставляется право собирать ее для личного потребления. Согласно Числ 18 31-32, этот налог вручается левитам, которые передают священникам одну десятую из него. Лев 27 30-32 распространяет его на скот. Втор 14 25 и Лев 27 31 предусматривают выплату деньгами.
1-11 Закон о субботнем годе, в который аннулируются долги, направлен на защиту неимущих.
12-18 Закон, запрещающий рабство. В действительности он часто нарушался, против чего восставали пророки (см Иер 34 8-20).
16-17 Праздники должны рассматриваться как дни благодарения Богу.
18-20 Закон о нелицеприятном правосудии.
14-20 Закон, ограничивающий права царя. Общество должно быть теократическим. Истинный царь - Бог. Монарх так же ответственен перед Его Законом, как простой израильтянин. Эти положения, вероятно, были записаны в первые годы царской власти, когда обнаружились злоупотребления монархов. Тем самым Второзаконие отрицает принцип неограниченного самодержавия.
9-14 Закон, направленный против языческих суеверий и магии.
18 Пророческое служение не угаснет в Израиле со смертью Моисея: его установил Сам Господь при явлении на Хориве (ср Исх 20 19-21 и Втор 5 23-28). Предсказание о явлении Пророка, "подобного Моисею", имеет мессианское значение. Основываясь на этом тексте Втор, иудеи ожидали Мессию как нового Моисея (ср Ин 1 21). Ап. Петр (Деян 3 22-26) возвещает об исполнении этого пророчества с пришествием Христа Иисуса.
22 Осуществление предсказанного пророком является доказательством подлинности его миссии при условии, что он не извращает веру и не проповедует ложных богов (Втор 13 1-3, ср 3 Цар 22; Иер 28).
4 "Кто убьет ближнего своего без намерения" - в уголовное право вводится рассмотрение намерения убийцы (ср Числ 35 20-23).
Правила ведения войны складывались в промежутке между эпохой Моисея и временем царей. Для них характерна снисходительность к людям малодушным, а также к тем, кто только что женился или построил дом.
4 Втор распространяет на всех братьев, т. е. израильтян, древнее предписание, относившееся к врагам (по контексту - к противникам на суде - Исх 23 4 сл).
11 Эти два последних запрета по-видимому сохранились от эпохи древних интердиктов.
30 "Простереть крыло", т. е. край (своей одежды) на женщину, значило жениться на ней (Руф 3 9; Иез 16 8). "Отвести крыло" - означает обратное действие, покушение на супружеские права.
1-8 Община рассматривается как некое замкнутое целое. Однако некоторые иноплеменники могут войти в нее (идумеяне, египтяне).
15-16 Закон, защищающий беглого раба.
17 Свящ. проституция была одним из пороков ханаанских культов (ср культ Ваал-Фегора - Числ 25). Израиль заразился ею (3 Цар 14 24; 22 46; 4 Цар 23 7; Ос 4 14). "Цена пса" - презрительное выражение, означающее уплату за мужскую проституцию.
19 Закон запрещал израильтянину заниматься ростовщичеством, когда деньги давались взаймы единоплеменнику. Разрешалось взимать проценты только с иноземца, не принадлежавшего к теократической общине (ср Исх 22 25; Лев 25 35-37).
6 Чтобы молоть зерно, необходимое для ежедневного пропитания, в Израиле применялись небольшие ручные мельницы, состоявшие из Двух жерновов, один из которых лежал неподвижно на земле, а другой вращался на нем.
12 Букв. - "Не ложись спать в его залоге", т. е. сохраняя у себя верхнюю одежду бедного.
16 "Каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" - этот ст, утверждающий индивидуальную ответственность, имеет очень большое значение. Принцип личной ответственности является новым в библ. законодательстве (ср 5 9; Исх 34 7; Ис Нав 7 24-25) Он применяется в 4 Цар 14 6, утверждается Иеремией (31 29-30) и истолковывается Иезекиилем (14 12-20; 18 10-20).
5-10 Т. наз. закон левирата: на вдове, не имеющей мужского потомства, женится ее деверь; их первый сын считается ребенком умершего и получает свою долю наследства. Это установление, существовавшее также у ассирийцев и у хеттов, имело цепью продлить потомство и обеспечить устойчивость семейного владения (ср Быт 38; Руф 4). Закон Втор ограничивает обязанность эту тем случаем, когда братья живут вместе, и дает возможность от нее уклониться. Установление это держалось и в позднем иудаизме, и саддукеи, отрицая воскресение мертвых, ссылались на этот закон (ср Мф 22 23 сл).
10 "Дом разутого" - позорное наименование, которое дается оставшемуся в живых брату, если он отказывается жениться на жене покойного. Снятие сандалии, очевидно, означает лишение его права на владение имуществом брата.
Первенцы человека и животных принадлежат Богу (Исх 13 12); Ему также посвящаются и первые плоды земли (Исх 22 29; 23 19; 34 26; Лев 2 12, 14; 23 10-17; Втор 18 4). Согласно Числ 18 12, они причитаются священникам (ср Иез 44 30). Это принесение плодов земли, связанное в древнем календаре с праздником жатвы и собирания плодов земли - ханаанского происхождения; оно ассоциируется здесь с событием истории спасения: вступлением в Землю Обетованную (стт 1, 3, 9-10). Т. обр. снова напоминается основная тема Втор: дар земли Израилю.
5-10 Древний текст, который читался во время праздничного богослужения. Это исповедание веры резюмирует историю спасения, в центре которой находится избавление от египетского рабства. Те же мотивы звучат во Втор 6 20-23, в Ис Нав 24 1-13 и в Неем 9 7-25 Упоминание земли, где течет молоко и мед, предшествует приношению начатков.
14 Десятина, посвященная Богу, должна быть предохранена от какого бы то ни было осквернения (ср Агг 2 13 и Ос 9 4). Речь идет здесь скорее о идолопоклонническом культе умирающего и воскресающего бога (Ваал-Адониса), чем о культе мертвых.
16-19 Заключающая Второзаконнический свод хартия Союза представлена как торжественный договор, обязующий обе стороны: Ягве будет Богом Израиля, а Израиль - Его народом, если будет хранить Его заповеди. Благословения и проклятия (28) будут санкцией исполнения "контракта".
15-26 Угрозы нарушителям Закона. Эти "проклятия" повторялись в Сихеме во время торжества "возобновления Завета".
Эта глава продолжает изложение гл 26 16-19 и 27 9-10, где Второзаконнический свод был представлен как хартия Союза-Завета Ягве с Израилем. Она заканчивается "благословениями и проклятиями", как это было принято на Востоке.
53 Во время осады Самарии голод довел жителей до того, что иногда матери ели своих собственных детей (4 Цар 6 28-29). Иеремия (19 9) и Иезекииль (5 10) грозят жителям Иерусалима тем же ужасным бедствием, и эти угрозы не остались пустыми словами (Плач 2 20; 4 10; ср Иосиф Флавий, Иудейская война).
1 Этот стих служит заглавием третьей речи Моисея, которая заканчивается 30-ой гл. Начало третьей части книги. Она открывается историческим прологом. Далее объясняется смысл Завета как договора, нарушение которого влечет за собой кару. Моисей предстает здесь, более чем где-либо, посредником Союза-Завета, главное положение которого содержится в ст 12 (ср 26 16). Стт 14-15 распространяют обязательства и на отсутствующих. Т. обр. договор приобретает перманентное значение.
11 В кн Мудрых часто говорится о том, что Премудрость Божия недоступна человеческому пониманию (напр, Иов 28; в обратном смысле Притч 8 1 сл). Но Бог открывает ее людям в Законе (Сир 24 25-26; Пс 119).
15-20 Бог есть источник жизни. Отдаляющийся от Него подпадает под власть смерти. Из этого вытекают условия Завета.
Глава открывает три заключительных раздела книги. В первом повествуется о вручении власти Иисусу Навину.
26 Книга Закона, возвещенного через посредство Моисея (4 14), кладется т. обр. "одесную ковчега Завета Господа", содержавшего Десятисловие, данное Самим Господом.
Великая "песнь Моисея" - замечательное лирическое произведение, прославляющее Бога Израилева, единого истинного Владыку мира. Как полагают исследователи, до своего включения во Втор она являлась самостоятельным произведением. Аналогичные мысли и образы встречаются в псалмах и у пророков, в особенности у Ис 40-55 и Иез.
8 Экзегеты считают, что текст греч. перевода более древний. Вместо "сынов израилевых" стояло, вероятно, "сынов Божиих". Сыны Божии (или "боги") - ангелы (Иов 1 6), члены небесного двора, ст 43 и Пс 29 1; 82 1; 89 7; Тов 5 4; здесь - небесные покровители народов (ср Дан 10 13); избранный же народ Ягве сохранил для себя (Втор 7 6).
39 Исповедание строгого единобожия (ср Ис 44 6).
43 "Очистит землю Свою" - букв. "совершит обряд искупления": выражение, часто встречающееся в обрядовых текстах (Исх 25 17), где говорится о "крышке" ковчега - евр каппорет от капар - покрывать, искупать.
"Благословение Моисея", по мнению экзегетов, есть богослужебный текст, вставленный во Втор между возвещением о смерти Моисея и утверждением факта его смерти. "Благословение" есть особая форма литургической поэзии (ср Быт 49; ср 2 Цар 7 21-29). Здесь оно представлено как завещание Моисея, наподобие "благословения" Иакова.
7 Этот стих, по-видимому, содержит указание на отделение колена Иудина от других колен в период образования двух царств.
5-6 Этот текст евр. Библии может быть понят так: "Ягве похоронил его". Это окружает таинственностью смерть Моисея, человека, жизнь которого была исполнена необычайных знамений и великих событий.
10 В заключительных стихах Второзакония Моисей прославляется как величайший из пророков израильских, удостоившийся видеть Бога лицом к Лицу.